Воспитание культурно-гигиенических навыков
Воспитываем у ребёнка 3–4 лет культурно-гигиенические навыки.
Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания пожалуй одно из самых важных направлений воспитательной работы. В детском саду оно проводится как индивидуально, так и группами.
Главное условие воспитательного процесса – регулярность, непрерывность, единство требований воспитателей и родителей. Только в этом случае сформированные у детей навыки становятся осознанными действиями, а затем и привычкой.
Ставя перед собой задачу воспитать у ребенка культурно-гигиенические навыки, необходимо:
1. Приучать детей следить за своим внешним видом.
2. Продолжать формировать умение правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место.
3. Пользоваться расческой и носовым платком.
4. Формировать элементарные навыки поведения за столом: правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.
5. Развивать умение детей самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности (надевать и снимать одежду, расстегивать и застегивать пуговицы, складывать, вешать предметы одежды и т. п.).
6. Воспитывать опрятность, умение замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых.
Как любой познавательный процесс у детей, воспитание культурно-гигиенических навыков проходит гораздо эффективнее, если добавить в него элементы игры.
Так, дети младшего дошкольного возраста любят кого–нибудь обучать. Поэтому основным помощником для формирования у детей навыков самообслуживания и личной гигиены можно использовать, например, игрушку мишку. Добродушный, медлительный персонаж очень подходит для этой роли. Его постоянно нужно чему-нибудь учить (проблемные ситуации).
Дети с радостью учат мишку, стараются всё показать и сделать правильно, закрепляют при этом полученные умения и навыки. Воспитатель вместе с детьми объясняют мишке, как нужно мыть руки и одеваться. Вместе с мишкой составляют план-аппликацию(вырезают и приклеивают предметы одежды). В следующий раз мишка может прийти радостный и сказать, что он всему научился, но опять ошибается и дети его снова учат.
Рассматривание иллюстраций, плакатов, альбомов дает детям представление о том, как отличить «чистюлю» от «грязнули», и помогает формированию элементарных представлений о том, что такое хорошо, а что такое плохо. Все дети хотят быть аккуратными, заботиться о своей одежде и пользоваться расческой.
Полноценная работа по формированию у детей культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания невозможна без участия родителей, поэтому в домашних условиях важно закреплять полученные малышом знания и навыки.