Влияние гаджетов на психику дошкольников
Современных придуманных персонажей наши дети знают лучше, чем мы. Вот лично вы знаете, кто такая Бабка Гренни, сиреноголовый? Откуда взялись и почему так популярны?А ведь на детских площадках только и слышно: «Давайте играть в Бабку Гренни!»
На самом деле об этом персонаже многие родители не знают практически ничего, или знают, но отмахиваются, само пройдёт со временем. А бабка Гренни и многие другие - являются ярким примером эпохи цифровизации – компьютерных игр, планшетов, Ютуба.
Про страшную бабульку мы узнали из одноименной компьютерной игры, у которой уже миллионы фанатов по всему миру. В оригинальной версии играть в Бабку Гренни можно только на смартфоне. Скачать игрушку под названием Granny можно с любого популярного интернет-маркета.)
В детской среде ходит много рассказов про эту старуху. В Ютубе много роликов с этим персонажем. Дети рисуют эту бабку, сочиняют и рассказывают друг другу страшилки. Особо впечатлительные представляют, что бабка Гренни ожила и продолжает преследовать детей в реальном мире.
И вот уже детские психологи бьют тревогу: к ним на приём всё чаще приводят детей 5-7 лет с жалобами на отставание в развитии, плохую успеваемость. Одна из последних тенденций - детские страхи.
Дети панически боятся страшных героев компьютерных игр, набирающих популярность в сети. Они боятся оставаться и засыпать одни, не хотят ехать к бабушке, ходить в школу, разлучаться с родителями из-за жутких виртуальных персонажей. До нервного тика их доводят Момо (по легенде, она умерла при родах и теперь пишет в мессенджерах детям, что и они скоро умрут, Бабушка Гренни (ищет ребёнка в доме и если найдёт, забивает его битой). Это лишь небольшая часть героев модных нынче компьютерных игр.
И не обязательно дети сами играют в них. В сети набирают просмотры ролики, как в них играют другие.
Между тем страхи - это не только нервное напряжение. Они подавляют волю ребёнка. Делают его слабым, беспомощным, ни на что не способным.
«Зависание» детей в гаджетах также приводит к задержке их умственного развития.
Наш мозг выполняет некоторые функции, которые позволяют нам обучаться, развиваться. Это память, внимание, восприятие, мышление (далее - когнитивные процессы). Чтобы они сформировались, ребёнок должен овладеть речью. У ребёнка должен быть мотив что-то сказать: попросить игрушку, позвать поиграть, поговорить в процессе игры.
Когда малыш проводит время с гаджетом, у него нет стимула общаться. Ребёнок смотрит в гаджет, руки не работают, речи нет - идёт задержка познавательного развития.
Кроме того, наш мозг так устроен, что с одного года до семи лет дети должны бегать, прыгать, ползать. Работа органов чувств и двигательная активность (далее – сенсорный опыт) помогают созревать мозгу. Под воздействием движений и впечатлений нервные волокна покрываются миелиновой оболочкой, отвечающей за быструю и точную передачу сигналов в мозге.
Процесс можно сравнить с изоляцией проводов в электрооборудовании. Научился ребёнок какому-то действию - по нервам пробежал нервный импульс несколько раз, и чтобы эту «нервную трансляцию» закрепить, дорожка покрывается миелиновой оболочкой, изоляцией, которая помогает импульсу не пропадать, а повторяться в течение всей жизни.
Покрытый миелином участок нервного пути – это умение, навык, привычка. Чем больше таких участков, тем более разнообразны умения человека.
Именно это свойство мозга объясняет тот факт, что взрослые и пожилые люди отлично помнят всё, что происходило в детстве и юности, но плохо помнят то, что происходило вчера. В зрелом и пожилом возрасте миелиновая оболочка формируется намного реже и медленнее, чем в раннем детстве.
Мы раньше дни напролёт бегали, прыгали, играли в десятки разных игр. Сейчас дети двигаются намного меньше. А когда у ребёнка мало сенсорного опыта, миелинового волокна меньше, оно тоньше, процессы познания и развития тормозятся.
Для детей с неврологическими нарушениями, которых сейчас становится всё больше, гаджеты ещё более губительны.
Скоро в школу
До школы всё это не так заметно, нагрузка в детских садах довольно щадящая, обучение происходит посредством игры, занятия короче и проводятся по подгруппам.
А в школе у многих начинаются проблемы. Ребёнку трудно сосредоточиться, ему нужно намного больше энергии на умственную работу, он быстрее устаёт. Руки не готовы к письму, при котором задействовано много крупных и мелких мышц руки и всего организма. Детям трудно составить историю по картинкам, особенно по пейзажным, в которых нет сюжета. И самое сложное для детей – пересказывать текст.
Современные дети кажутся очень умными и продвинутыми. При ближайшем общении замечаем, что они зачастую не понимают, а механически повторяют фразы. Но это такой своего рода пассивный словарный запас, полученный произвольно (без усилий).
Процесс обучения предполагает усилия над собой. А этим умением современные дети, которые много времени проводят, уткнувшись в экран, также не отличаются.
Выдержка, терпение, умение себя контролировать формируется, когда ребёнок играет с другими детьми. В игре есть правила, и тот, кто хочет играть, должен их соблюдать. При игре в компьютерные игры и просмотре мультиков таких процессов не наблюдается. Нет мотива для самоконтроля, не вырабатывается навык.
От гаджетов идёт перегруз нервной системы. Ребёнок всё время на взводе, и малейший раздражитель может вывести его из себя. А контролировать эмоции он не научился.
И получаем ещё одну проблему. Неумение общаться, решать возникающие конфликтные ситуации словесно, адекватно вести себя приводят к тому, что над ребёнком начинают смеяться, обижать его, не принимают его в общие игры.
Чтобы всего этого избежать, нужно срочно восполнять сенсорный опыт.
Резиночки, классики, любые подвижные игры, сюжетные игры, лепка, мозаика, рисование и раскрашивание, аппликация и создание разнообразных поделок - это всё хорошо развивает мозг. В играх, где задействованы две руки, стимулируется межполушарное взаимодействие, идёт естественная коррекция неврологических проблем.
Казалось бы, поток и многообразие информации в гаджетах должны формировать привычку быстро усваивать её,но на деле получается обратный эффект: дети не могут сконцентрироваться, запоминать.
Дело здесь в том, что поток информации в гаджетах слишком быстр, не по силам неокрепшей психике дошкольника. Мозг перегружается и начинает защищаться от перегрузки! Так как это мозг ребёнка, то ему всё равно, какую по полезности информацию отсекать. Мозг устал – всё, лишнее не воспринимается. Ребёнок привыкает не воспринимать избыточную для него информацию. Он вроде бы слушает, но пропускает мимо ушей. И родители часто говорят, что одно и то же приходится 15 раз повторять. А это как раз проявляется защитная реакция мозга. Причём уже натренированная.
Таким образом, вместо того, чтобы развивать, гаджеты, наоборот, тренируют отключение внимания. Ребёнок привыкает быть поверхностным, ни во что не углубляться.
Психологи называют это клиповым мышлением. Растёт целое поколение с таким мышлением. И дальше - больше. Современным детям становятся скучны спокойные размеренные мультфильмы 60-80 годов прошлого века. Дети не умеют слушать длинные сказки. Для их восприятия это «многабукаф»: слишком долго, слишком нудно и слишком медленно.
В детских садах ежегодно проводится диагностика готовности детей к школе.Исследуются одни и те же показатели в начале года и в конце: развитие у выпускников детсадов внимания, памяти, мышления и умения себя контролировать. С каждым годом результаты ухудшаются. Это происходит на фоне снижения двигательной активности и увеличения использования гаджетов.
Становится понятно, что нужно ограничивать использование гаджетов детьми. Как это правильно делать?
Запреты могут усилить интерес и испортить отношения.
Гораздо разумнее создавать ребёнку такую развивающую среду, чтобы ему было неинтересно подолгу «сидеть» в гаджетах. Нужно приучать детей лепить, собирать конструктор, играть на улице. Для этого, конечно же, нужно находить и время, и силы.
К гаджетам приучаем детей мы, взрослые. Хочется тишины - дали планшет, телефон, включили телевизор. У многих он вообще работает постоянно, фоном.
Общаться и играть «вживую» или сидеть в гаджетах. Это образ жизни. И от нас зависит, каким он будет у наших детей.